ОВЗ - Ограниченные Возможности Здоровья

К сожалению, ОВЗ - это приговор. И то, насколько ребенок сможет эффективно в будущем интегрироваться в социум, вовремя получить адекватную поддерживающую терапию на ранних стадиях развития основного заболевания, научиться позднее самостоятельно выполнять все рутинные процедуры для постоянной профилактики сопутствующих синдромов, зависит исключительно от родителей: их внимания и заботы, компетентности и степени вовлеченности в процесс, ответственности и любви к своему ребенку.

Если Вы читаете эту статью - значит кто-то из Ваших детей получил статус "ребенок с ОВЗ" от ПМПК и жизнь наполнилась очередным осознанным смыслом - дальше жить несмотря ни на что! На самом деле об особенностях ребенка нам становится ясно еще до заключения ПМПК - ведь мы видим, что рано или поздно в его развитии начинает происходить что-то не то. Причин в таких случаях может быть множество: пренатальная гипоксия, внутриутробная инфекция, генетические заболевания, родовые травмы, не совсем здоровый образ жизни матери. А вот следствие одно - ОВЗ. Давайте я Вам расскажу свою историю нашего ребенка.

Андрей родился в 2014 году вторым по счету ребенком в семье. Из отклонений и нарушений в процессе вынашивания плода  была выявлена проблема в одном из сосудов, питающих плод, что послужило причиной помещения супруги в дневной стационар. Поскольку предлежание плода было тазовым, то маме по истечении срока беременности было произведено кесарево сечение (второе). По шкале Апгар ребенок родился практически идеальным, но проблемы начались в последующие часы, после чего он был перемещен в ПИТ (палата интенсивной терапии), а маме предоставлялся исключительно для приобщения его к процессу ГВ (грудное вскармливание).

Развитие до года характеризовалось неравномерностью. Если до 6 месяцев набор веса был более-менее равномерным, то в 8 месяцев он резко остановился и стали явно проявляться неврологические и метаболические проблемы. Проблема может быть связана с вакцинацией детей, имеющих подобные проблемы, поскольку мама вспоминает, что динамика стала ухудшаться после введения одной из плановых вакцин, которая не была сделана вовремя именно с учетом выявленных проблем ребенка. В этом нужно разбираться, автор не призывает к тотальному отказу от вакцинации. Итогом развития до года явился низкий вес, большой родничок, невозможность самостоятельно ходить, хотя в 6 месяцев ребенок достаточно уверенно начал сидеть.

Особенности развития от года до трех лет. При достижении ребенком года и отсутствии нормальных показателей, указанных выше, я принял решение о прероральном введении одного из своих препаратов, улучшающих метаболизм, работу сердечно-сосудистой системы. В полтора года ребенок начал ходить. Но молчал. Не беда - думаем. Но он не начал говорить и в два года. И только к трем годам, да и то с великим трудом, он научился произносить некоторые малопонятные слова. Для нас это было великой радостью - немым он уже не будет...

Лето 2017 года выдалось особенно жарким. Мы жили на съемной квартире без кондиционера. Я возвращался после ремонта нашей собственной квартиры, в которую мы скоро должны были переехать. Уже на подходе к дому звонит супруга и говорит, что Андрей потерял сознание и она не знает, что делать, скорую вызвала. Я сразу понял - тепловой удар. Через несколько минут я был дома. Моментально отнес ребенка в ванну и принялся охлаждать верхние конечности и воротниковую зону. Спустя несколько минут сын начал приходить в сознание, а еще через несколько минут приехала и скорая. На всякий случай сутки провели в инфекционке, чтобы исключить какие-либо осложнения, на следующий день отправились домой. Это было наше знакомство с тем, что наш ребенок не переносит высоких температур. И за это мы чуть не отдали его жизнь. С тех пор в жаркую погоду мы стараемся передвигаться с ним исключительно по тени. Всегда имеем с собой запас питьевой воды для него, кепка на голову, а в случае чего - сразу заходим в какое-нибудь прохладное, но не холодное место.

Следующий этап развития от трех до пяти лет охарактеризовался детским садом, логогруппой, выявлением новых проблем. Поскольку я веду активный образ жизни, то это подразумевает постоянные выезды к морю, в горы. И вот выяснилось, что у Андрея страх высоты. Так, например, когда требовалось пусть даже с небольшого высокого берега спуститься к морю - он впадал в ступор и не мог самостоятельно сделать и шага. Поначалу я брал его на руки, потом уже старался держать за ручку, чтобы он пробовал делать самостоятельные шаги. Еще спустя несколько лет стал говорить ему, чтобы держался сзади за стропы рюкзака на моей спине и делал самостоятельные шаги. Какие-то страхи ушли, но некоторые остались. И с этим тоже придется считаться.

Пять - семь лет. Пожалуй самый тревожный этап. Первая ПМПК, определение в новую логогруппу и перевод в другой садик. А самое главное - неопределенность в понимании того, сможем ли мы хоть как-то подготовиться за это время к школе и вообще в нее пойти и учиться полноценно. Ведь с речью все так же были проблемы, а значит и с другими когнитивными функциями тоже. Кроме этого выявились проблемы в эмоциональной сфере  - невозможность контролировать свое состояние. Ребенок стал жаловаться на головные боли, периодически возникали носовые кровотечения. Тогда я к первому препарату, что начал давать ему с годика, добавил второй препарат, характеризуемый как ноотроп, нейротроп, улучшающий и восстанавливающий межнейронные связи. А сам начал задумываться о разработке новых препаратов, способствующих развитию когнитивных функций и в целом работоспособности организма при ОВЗ, поскольку понимал, что школу мы не потянем.

Начальная школа. Первый класс. Радовало уже то, что в школу нас взяли. Значит не все так плохо. Радовало так же то, что в первом классе оценок не ставят и двойки за неуспеваемость нам не грозят. Из отрицательных моментов - сразу стало понятно, что времени ребенку не хватает в принципе на то, что остальные дети успевали сделать за 40 минут. Память, внимание, сосредоточенность, усидчивость - все это особенно явно проявилось сейчас, когда нагрузка на мозг возросла. Участились головные боли. Пришло время подключить третий препарат, улучшающий насыщение мозга кислородом и повышающий умственную работоспособность. В общем первый класс мы отучились. Пусть абы как, но мы смогли! Понятно было, что во втором классе уже будут оценки и жалеть не будут. В школе предложили повторно пройти ПМПК, назначили дополнительное питание и занятия с психологом. Второй класс. Уже оценки. И некоторые открытия. Оказалось, что ребенок и не дурак. Математика ему дается легко. Иностранный язык - легко. Русский - тоже легко. Когда школьный психолог узнал о моей деятельности и препаратах, что я применяю в поддерживающей терапии, сказал, что теперь понятно, почему Андрею легче даются занятия с ним. Для меня это звучало как признание. Но трудности все так же оставались с концентрацией внимания, ресурсом организма при длительных умственных и физических нагрузках. От этого никуда не деться. И со второго класса я подключил дополнительную группу препаратов: СИОЗМ (селективные ингибиторы обратного захвата моноаминов), дофаминоэргетики, дофаминомиметики, нейропротекторы дофаминэргических нейронов. Подробнее о биологическом действии и веществах, входящих в эту группу препаратов можно прочесть тут - Нейродегенеративные заболевания. Итогом второго класса явилось то, что мы закончили год без троек. Кровью и потом, но без троек! В третий класс мы пошли уже без страха. И скажу вам - даже с желанием. С великим желанием дальнейшего преодоления всех трудностей, которые выпали на долю Андрея, но о которых он еще не задумывается. И моя задача научить, приучить его к образу жизни, приему препаратов, необходимых в его случае. На данный момент закончилось первое полугодие третьего класса. Троек нет! И это радует!

Питание. Так же одна из проблем. Такой вот парадокс - чтобы получить энергию, сначала нужно ее затратить. Если энергия у организма в дефиците, то она расходуется на жизненно важные функции. При этом тормозится рост мышечной массы и нарушается функциональность опорно-двигательной системы. Ставка на первый препарат от года была выбрана отчасти и по этой причине. Одно из веществ в нем является ингибитором АПФ (ангиотензинпревращающий фермент), что способствует улучшению кровотока на уровне капилляров, а значит улучшает и восстанавливает тонус мышечных клеток. Таким образом идея была проста - улучшить приток крови к мышцам - поднять аппетит ребенку. На деле все оказалось немного сложнее, но программу максимум мы взяли - пошли. И уже позже в садике у нас был прекрасный аппетит, поскольку ребенок начал активно двигаться и мышцам требовался рост.

Головные боли. Где-то читал, что в процессе внутриутробного развития при гипоксии кровеносная система формируется так, что недостаток кислорода в крови компенсируется увеличением давления. В дальнейшем этот механизм не меняется, что и может вызывать постоянные головные боли за счет внутричерепного давления. Когда я понял, что первый и второй препараты в данном направлении эффекта не дают, был введен в ежедневный протокол препарат №3, имеющий прямое действие на стенки сосудов и применяемый при нарушениях мозгового кровообращения, характеризующийся так же как средство, улучшающее когнитивные фукции и расслабляющее гладкую мускулатуру кровеносных сосудов мозга. С тех пор носовые кровотечения прекратились, головные боли стали проявляться значительно реже.

Дофамин. Дофаминергические нейроны. Некротическая гибель нейронов. Когда перспектива школы начала осознаваться четче и определеннее, я приступил к разработке препарата №4, который бы поддерживал уровень дофамина и защищал дофаминергические нейроны от некроза. Ведь для детей, перенесших внутриутробную гипоксию, гибель нейронов в принципе несет потенциальную опасность, поскольку тем самым происходит моментальный откат положительной динамики. Так же дофамин является одним из важнейших нейромедиаторов, регулирующих когнитивные функции мозга, мотивацию, скорость принятия решения. Поэтому в основу препарата легли вещества-СИОЗМ (селективные ингибиторы обратного захвата моноаминов), ингибиторы некроза нейронов, нейропротекторы дофаминергических нейронов, а так же вещества, улучшающие проницаемость ГЭБ (гематоэнцефалический барьер).

Материал находится в процессе наполнения. Следите за изменениями.